Виртуальная школа №40
Меню сайта
Жизнь на Таймыре
null«В лазоревом поле летящая серебряная полярная сова в перевязь, поверх червленого диска солнца…»

Это отрывок из геральдического описания герба Кайеркана. 31 мая 2001 года он под №642 был внесен в государственный геральдический регистр Российской Федерации и тем самым стал официальным символом города.


Кайеркан – долганское слово. Переводится как «препятствие», «барьер», «препона» и даже «мёртвая долина».
Кайякан – маленькая горка.

Год рождения: Основан в 1943 году как поселок шахтеров, строителей. 2 ноября 1956 года – Указом Президиума Верховного Совета РСФСР Кайеркан отнесен к категории рабочих поселков.
Возраст совершеннолетия: 30 ноября 1982 года – с присвоением Кайеркану статуса города.
Основные профессии: металлурги, строители, горняки.
На 01.01.2002 года численность населения г. Кайеркана – 27 тыс. 887 человек.
Кайерканское месторождение открыто в 1940г при выемке грунта для железнодорожного полотна. Малозольность Кайерканских углей открыла перспективу их применения в металлургических цехах комбината, что и было отмечено в приказе командования о строительстве шахты «Кайеркан»(шахты 16\18). В начале 1943 года сюда направили группу хозяйственных работников для начала работ. В ее распоряжении была бригада заключенных в количестве 25 человек. Состоящая наполовину из штрафников, а наполовину из людей пониженной трудоспособности, к тому же неклассифицированных. Работа началась в болотистой пустыне, покрытой редкой тундровой растительностью.null
Жильем первоначально служил населенный пункт Каралгон. Начали со строительства жилья и хозяйственных сооружений. К началу 1944 года уже вырос населенный пункт Кайеркан. В нем были два барака, кухня-столовая. Дом для вольнонаемных, дом для ВОХРа, компрессорная, лебедочная, зарядная, вахта, вышки, плотницкая мастерская, эстакада, дезкамера и конюшня.
Май 1943г. - закладка шахты №16.
В 1947 году началось строительство грузоподъёмника протяжением п/м для транспортировки угля на сортировку, а также таких крупных сооружений, как временная углесортировка с бункерами емкостью 150 тонн, электростанция с мощным двигателем – дизелем в 250 кВт; заложен с поверхности бремсберг на сбойку с шахтой № 18. Все генераторы и дизель были импортными. Строительство углесортировки закончено в конце мая. Первый железнодорожный состав узкой колеи отправлен в Дудинку 2 июня. В 1946 году при плане 2540м прошли 4026 п/м. В 1947 году добыто 42070 тонн угля. С прибытием большого количества заключенных и вольнонаемных были усилены темпы строительства жилья. Вновь прибывшие в большинстве не имели квалификации гоняков или строителей, что сильно сказывалось на производительности. Так, до сентября 1948 года производительность по эксплуатации доходила до 1,15 тонн угля на одного трудящегося, а затем упала до 0,75 тонны и только с мая 1949 года поднялась выше 1 тонны.
В конце 1948 года началось строительство высоковольтной линии от Норильской ТЭЦ до Дудинки, а на Кайеркане стали строить подстанцию №101. К весне 1949 года в поселке Кайеркан имелось 30 лагерных зданий, 9 домов для вольнонаемных, здание военизированной пожарной охраны, здание ВОХРа, лесосушилка, авто гараж, производственная баня, контора – ламповая, мехцех, две электростанции, главный вентилятор шахты №18, углесортировка, собачий питомник и ряд мелких зданий, балков, пристроек.
Увеличившаяся длина выработок требовала большего количества инертной пыли для осланцевания выработок. С этой целью построили и 12 мая 1951 года ввели в эксплуатацию собственную временную шаровую мельницу, которая обеспечила потребности в инертной пыли и снизила ее себестоимость. До этого инертную пыль получали на шаровой мельнице в Норильске и привозили в ящиках в Кайеркан по железой дороге. В ящиках пыль доставлялась на шахту, а затем пустые ящики возвращались на мельницу. Собственная мельница разрешила эту проблему, а камень для пыли получали в Каларгоне. С завершением бетонирования устья шахты электровозную откатку удлинили до плит грузоподъемника, и с июня 1951 года лошадей в шахте не стало. Тщательно подготовились к применению в шахте углепогрузочной машины С-153, породопогрузочной и врубовой машин, машин, подготовили машинистов. 14 июля применили С-153 в очистных работах. С 1 августа ввели в действие врубовую машину ГТК-ЗМ. Таким образом доставку и транспортировку угля полностью механизировали. На уклонах и промежуточных штреках установили ленточные и скребковые транспортиры. Погрузка в проходческих работах почти полностью производилась скреперными лебедками, а в породных забоях – погрузочной машиной.
При всем том испытывали постоянную нужду в тросе. В июле 1951 года в шахте начал курсировать пассажирский состав вагонов. Ввиду заболоченности местности временные грунтовые дороги от движения по ним тракторов с санными прицепами (главный способ перевозки грузов) летом быстро выходят из строя, превращаясь в топкую грязь. В горных работах 1951 года встретились большие трудности. Так , на южном крыле в забоях появилось много метана (более 5%.). Вентилятор шахты №18 не в силах был обеспечить вентиляцией крыла.При проходке выработок на 3-й пласт в двух местах прорвалась с поверхности вода.В сентябре приступили к проходке ходов и камер аммонального подземного склада. 15 октября вступил в строй как самостоятельная единица автотракторный гараж. 18 октября с приключениями начал эксплуатацию водопровода. Сбросы водопровода были открыты, и после нескольких часов работы появилась угроза затопления водой территории лагеря. Проект водопровода оказался неудачным и население опять переключилось на снабжение снеговой водой. Увеличение добычи и продвижение выработок потребовали увеличения притока воздуха в шахту. Центральный вентилятор производительностью 1500м³/мин не обеспечивал потребности шахты в воздухе; поэтому в 1952 года начали строительство мощного осевого центрального вентилятора производительностью 5200 м³/мин. 1953 год был первым когда шахта №18 перешла порог своей проектной мощности, выдав 550000 тонн вместо 500000 тонн.
В 1953 году закончено строительство школы, и с 1 октября начались занятия начальных классов. До этого времени учащиеся ездили учиться в Норильск.
С января организованы «сквозные проходческие бригады», которые имели свои закреплённые забои и работали по проходке в две смены, а третья была как бы подготовительной. В целом по шахте производительность незначительно повысилась ввиду заинтересованности рабочих. Зато резко снизились производительность механизмов и среднемесячное продвигание забоев. Средний заработок рабочего повысился. Указы, изданные Верховным Советом СССР в 1953 году, послужили массовому освобождению заключенных из лагерей, в результате чего численность рабочей силы на шахте сократилась. И все же строительство продолжалось. 25 апреля электромехцех перешёл на новое здание в шахте №18, производился монтаж паропровода и водопровода от центральной котельной, приступили к постройке клуба в поселке и двухэтажного жилого дома (кирпичного). С середины года в посёлка начала работать пекарня. 27 ноября пустили центральную котельную. Начало 1955 года явилось большим испытанием для шахты №18. В январе и феврале шахта имела большие простои из–за отсутствия порожняка и крепежного леса. Кроме того, в январе и частично в феврале были большие пурги. Конец 1954 года и весь 1955 год характеризовались большой текучестью рабочей силы – как заключенных, так и вольнонаемных. С 1 января за пять месяцев убыло 678 человек и прибыло 765 человек; на 1 июня не хватало до плановой численности около 300 человек. В июне пополнили до плановой численности контингент заключенных.
1956год. Мощный поток освобождения заключенных. В августе ликвидировали лагерь на Кайеркане, который являлся главным поставщиком силы. Жизнь пошла по другому руслу, потребовала переделки всего механизма, который существовал со дня основания кайеркана. 19 июня прибыл первый пароход с вольнонаемными рабочими (по комсомольским путевками и по вольному найму). Неподготовленность жилой площади отразились на текучести рабочей силы. Каркасно - засыпанные бараки лагерного типа не удовлетворяли элементарными требованиями бщежития. Их спешно перестраивали под временные квартиры бараки. Зимой прибывшие жили в пассажирских вагонах. Все балки и холодные постройки были перестроены под временные жилые помещения. Старая системы оплаты труда, которая была в большинстве случаев ниже оплаты труда шахтеров «на материке», повлияла на моральный дух новых рабочих, и очень резко. С 1 ноября применили в порядке опыта новую систему оплаты. Ставки повысились почти в два раза. Но малое знание шахтерской специальности приводило к невыполнению норм выработки. Кроме того, среди шахтеров было много прогульщиков.Положение с углем на комбинате было к концу 1956 года как никогда тяжелым. Многиецехи комбината работали не на полную мощность, так как не хватало угля для ТЭЦ. Шахта № 18 – крупнейшая шахта Норильска – резко снизила добычу. Строительные работы в 1956 году были в основном ограниченны переделкой ланерных бараков. Летом заложили фундаменты под два трехэтажных кирпичных дома. Отсутствие дороги с бремсберга №3 привело к тому, что еще в 1953 году уголь в отвале загорелся и горел три года. К концу 1956 года этот уголь в отвале сгорел полностью.В конце 1956 года калориферная начала давать в шахту теплый воздух. Производительность ее была низкой. И все же шахта почувствовалось потепление. Выполнение годового плана за 1956 год: 83.3 проц.(план – 700000 тонн); проходка 90.5 проц.(план – 13500 п/м); производительность труд – 94.9 проц. (план – 1.75 тонны на одного трудящегося). Невыполнение плана вызвало главным образом заменой квалифицированной рабочей силы прибывшей, неквалифицированной. В 1957 году вступили с ещё большим трудностями обеспечения комбината углем.15 января разыгрался невиданной силы ураган, длившийся трое суток, что ещё больше обострило положение с углем, скорость ветра достигла 40м/сек. Транспорт всех видов был остановлен. Ветром опрокидывало автобусы. Рудники не работали. Ураган разрушил связь. Электролинии, некоторые строения. Имелись жертвы. Существовавший временный водопровод не обеспечивал нужды шахты и разросшегося поселка. С марта 1957 года вода стала поступать во построенному водопроводу из озера Подкаменного. 3 марта 1957 года появился поселковый совет, а в месте с ним ЗАГС, военный стол, паспортный стол и милиция.(Почта и сберкасса появилась раньше, в начале 1955года.)
С 1 марта начали возить воду из Норильска, сперва по две 50-тонных цистерны в сутки, затем и по 10-12 цистерн. А т.к. на Кайеркане не было резервуара (пожарные баки оказались непригодными), то воду насосами закачивали в озеро, и уже из озера вода по водопроводу шла по своим направлениям. Со 2 апреля из скважины в озеро стало поступать около 400 м³ в сутки, иногда поступление воды прекращалось, видимо, из-за отсутствия обсадных труб на последних 30 метрах скважины, но через 6-8 часов вода опять находила путь в таликах и поступала в том же количестве.Наблюдалось интересное явление: регулярно с 19.00 и до 9.00 приток воды из скважины значительно меньший, чем в остальные часы суток. Уровень дна скважины находится ниже уровня моря, поэтому существует предположение, что это явление связано с приливами и отливами в океане. Но по этому поводу есть много и возражений. 1 марта того же 1958 года в помещении бывшей конторы лагеря начал работать первый на Кайеркане детский сад.18 марта общественные организации шахты объявили конкурс на лучшее название поселка Кайеркан. По рассказам местных жителей, в долине р. Каларгон, примерно у сегодняшнего ж.-д. моста, когда-то в непогоду погибло стадо оленей. С тех пор и назвали это место Кайеркан. Некоторые переводят это слово как «Долина смерти».2 марта жители поселка получили от строителей еще один дом - №7.7 мая земля и здания Кайерана ощутили первый взрыв на угольном разрезе. Этим взрывом проложили траншею, чтобы направить ручей Кайеркан в нужном направлении, т.к. он мешал вскрышным работам.
13 мая на разрезе произвели взрыв горной массы, 27 мая – второй такой же взрыв (8 тонн Ап-6). Летом собрали два четырехкубовых экскаватора, и с наступлением морозов доставили их в забой карьера. До сих пор Кайеркан был связан с Норильском лишь ж./д. транспортом. Многие предлагали построить по имеющейся насыпи грунтовую дорогу для автомашин. Надеялись, что сделан первый шаг к строительству настоящей дороги. По этой дороге 17 августа впервые своим ходом из Норильска пришли три легковые автомашины. В этом же месяце Кайеркан получил первый автобус, а в сентябре – второй. Первый возил школьников со «Старого Кайеркана» в школу. Второй автобус возил рабочих к быткомбинату. Летом 1958г сдано ещё два дома, и южная сторона улицы застроена полностью. 31 января сдан под жилье первый 4-этажный дом, в котором на нижнем этаже поместился детсад.
1 августа на шахте № 16 произведен первый производственный рейс аккумуляторного электровоза. В сентябре 1959 г. все население «Старого Кайеркана» переселили в пос. Кайеркан. Бывшие жилые помещения получили хоз. назначение. В том же сентябре шахту №18 переименовали в «Кайеркан», а шахту №16 – в «Кайеркан – Новая» (хотя она на три года старше). Еще ранней весной началось строительство первого на Кайеркане дома на сваях (4 этажа).15 октября сдан в эксплуатацию 5-этажный дом-общежитие.В январе начали строительство прямого ж. д. пути от ст. Амбарная на Далдыкан, а в мае – туика от ст. Кайеркан до разреза для доставки материалов и отправки полезных ископаемых. Летом 1960 г. угольный разрез получил 25-тонные самосвалы. В апреле на Кайеркане снесли первый дом-«коттедж». На этом месте начали строить 5-этажный. К 7 ноября сдан в эксплуатацию 5-этажныйдом на сваях. Растущий Кайеркан все больше нуждается в сближении с Норильском, да и Ноильску нужно приблизить к себе Кайеркан. Существующая грунтовая дорога Норильск – Кайеркан передана ЦМСБ комбината, который отремонтировал мосты и расширил дорогу.
20 мая уголь с шахты «Кайеркан – Новая» пошел по новой галерее на ЦУС. За 1961 год добыто угля – 800844т. Проходка – 13537 пог. м. 18 января вынули первый ковш угля на угольном разрезе, но добычу приостановили из-за отсутствия углесортировки. Летом построили временную (закрытая галерея на эскадре) и с сентября начали отгрузку угля. Автоматическая телефонная станция на Кайеркане вступила в строй в июле 1963 года.
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Бесплатный конструктор сайтов - uCoz