Виртуальная школа №40
Меню сайта
Кабинет истории
Работа на НОУ "Декабристы в Сибири"
     Актуальность темы. Почему мы обратились к данной теме: “Декабристы в Сибири”. Дело в том, что в декабре 2008-го года исполнилось 183 года со дня Восстания декабристов, одного из интереснейших событий Отечественной истории, которое мы изучили в курсе истории Отечества 8 класса. Первыми выступили 14 декабря 1825 года в Петербурге на Сенатской площади участники “Северного общества”, с целью свержения самодержавия и отмены крепостного права в России. Затем произошло восстание Черниговского полка на Украине с 26 декабря по 3 января 1825 года. Оба восстания были подавлены царскими войсками, а их участники преданы суду. Многие декабристы были приговорены к каторжным работам в Сибири. Некоторых офицеров разжаловали в солдаты и отправили на Кавказ, где в то время шла война. После отбытия срока каторжных работ декабристов расселили по разным местам Сибири. Все они были людьми отважными, благородными, свободолюбивыми. Поэтому многими добрыми делами оставили они в Сибири о себе благодарную память Изучение тех процессов, которые произошли в нашей стране, в частности , судьба декабристов в Сибири, с позиции современности является актуальным, поскольку это вносит вклад в развитие наших знаний об этом периоде истории России.
      Кроме того, вначале XXI в. человечество, несомненно, вошло в новую стадию своего развития: ученые и политики, предприниматели и педагоги все чаще говорят о наступлении Информационной эры. Современную жизнь уже довольно сложно представить без использования вычислительной техники.
      В нашей школе действует программа «Информатизации», продолжается работа над совместным проектом учителя истории Каешкиной Е.А. и группы учащихся 8 «А». «Создание условий для формирования ИКТ учащихся на уроках истории» Исходя из этой проблемы, мы решили не только исследовать данную тему, но и разработать электронный кроссворд по теме «Декабристы в Сибири».
Цель проекта:
        - Познакомиться с судьбой декабристов, сосланных в Сибирь.
       - Создать оригинальное электронное пособие по теме исследования, способствующие развитию зрительной памяти, образного мышления, развивающее интерес к изучению истории, стремление нестандартно подходить к решению творческих задач.
 Задачи проекта:
1. Поиск и анализ литературы
2. Изучить возможности программ Power Point., Excel.
3.Изучить материал учебника А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. «История государства и народов России» 8 кл..,и соответствующий материал учебника Сахаров, В. И. Буганов «История России» 10кл.
4. Изучить содержание электронных пособий по истории.
5. Собрать соответствующий иллюстративный материал.
6. Систематизировать собранный и изученный материал.
7. Создать вариант кроссворда.
8. Провести опрос, анкетирование респондентов.
9. Проанализировать результаты исследования.
10. Сопоставить полученный результат с поставленными целями. Сделать соответствующие выводы.
Предмет – история жизни декабристов в Сибири
Объект:
             -  Деятельность декабристов в Сибири;
             -  Отношение участников учебного процесса к новому электронному пособию.
Методы исследования: Сбор, анализ и систематизация информации, опрос, анкетирование, проектный метод.
Гипотеза:
мы предположили, что если мы найдем и проанализируем литературу, материалы, соберем материалы в сети Интернет, обобщим полученную информацию, сделаем выводы, то сможем, через историю судьбы участников восстания познакомиться с историей жизни декабристов в Сибири. Изучив возможности программ Power Point, Excel, материал учебника А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. «История государства и народов России» 6 кл..,и соответствующий материал учебника Сахаров, В. И. Буганов «История России» 10кл, изучив содержание электронных пособий по истории, соберем соответствующий иллюстративный материал, систематизируем собранный и изученный материал, создадим вариант кроссворда, проведем опрос, анкетирование, проанализируем результаты исследования, сопоставим полученный результат с поставленными целями, сможем создать оригинальное электронное пособие по истории Отечества, способствующие развитию зрительной памяти, образного мышления, развивающее интерес к изучению истории, стремление нестандартно подходить к решению творческих задач.
Характеристика работы: Проект «Декабристы в Сибири» предусматривает не только исследовательский компонент изучаемой проблемы, но и активное использование ИКТ- компетентности учащихся, т.е. предусматривает общественно значимую деятельность учащихся. В результате реализации проекта будет собран и систематизирован материал по теме исследования и создан электронный кросоворд, резко возрастет уровень использования наглядности, установятся межпредметные связи с основами информатики и вычислительной техники, изменится отношение к истории у ребят далеких от истории, но увлеченных ПК.
Характеристика источников:
  1. История государства и народов России.6кл.,А.А.Данилов, Л.Г. Косулина. Эта книга открывает серию учебников, раскрывающих процесс складывания российской цивилизации на основе богатого культурного, экономического и политического наследия многих народов.
  2. Сахаров А.Н., Буганов В. И. История России с древнейших времен до конца XVII века. Книга является первой частью учебника для 10 класса по отечественной истории под редакцией А.Н. Сахарова, она показывает место России и роль ее народов в мировом развитии, помогает нам постигнуть свое особое место в длинной череде человеческих поколений.
  3. Иллюстрированная история России. В основу положен классический труд первого нашего историографа – Николая Михайловича Карамзина. Содержит рассказ о возникновении славянских поселений, образовании государства, которое мы называем Киевской Русью, о возвышении Московского княжества, затем – царства и до эпохи преобразований ПетраI и создания им Российской империи. Издание богато иллюстрировано и рассчитано на широкий круг читателей.
  4. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия Уроки отечественной истории до XIXв. 57 уроков по курсу, более 850 рисунков, фотографий, анимаций, карт, схем, видеофрагментов. Более 160 заданий для самоконтроля. Более 500 тестов. Более110 проверочных заданий. Экзамен по курсу. Многократное прохождение одной и той же темы, тестирование по темам и урокам. 450 терминов и понятий в справочнике. Обучение самостоятельной работе с учебным материалом. Отработка умений и навыков с помощью интерактивных тренажеров.
  5. Электронная Энциклопедия Санкт-Петербург
  6. Мультимедийный учебно – методический комплекс – супертьютор по курсу « История Отечества» 882 - 1917. на двух компакт – дисках включает 160 статей с гипертекстовыми ссылками и иллюстрациями (1135 картин, авторских композиций, схем, карт, фотографий), 170 минут слайд – фильмов, озвученных и структурированных по параграфам, и 860 сгруппированных по разделам тестовых заданий.
  7. Диск «История России и ее ближайших соседей» построен по энциклопедическому принципу, т.е. информация в издании систематизирована и по алфавиту, и по тематике, и по хронологии. Обширный фактографический материал о событиях и исторических деятелях, огромное количество видео-, аудио- и изобразительных материалов дает возможность прикоснуться к ожившему прошлому России.
  8. Диск «Вехи истории».890 статей, более 500 иллюстраций, около 80 карт. Описаны важнейшие события всемирной истории, разделенные на четыре периода. Энциклопедия хорошо иллюстрирована как историческими изображениями соответствующих периодов времени, так и картинами художников, посвященными конкретным событиям. Дополнительно приведены портреты большинства упомянутых в материалах политических и общественных деятелей.
  9. Диск Энциклопедия истории России 862 -1917. Содержит статьи о старинных русских городах, рассказы о выдающихся произведениях искусства и исторических памятниках – обо всем, что составляет гордость России. Более 1000 статей, свыше 700 иллюстраций, видеофрагменты, карты, анимированные схемы сражений, дикторский текст, генеалогическое древо правителей России, гипертекстовые ссылки, мощная система поиска.
  10. Диск Microsoft Power Point XP. Знакомит с одной из наиболее распространенных программ для создания презентаций. Курс помогает легко и быстро освоить основные приемы работы с программой, изучить графический интерфейс пакета и выяснить назначение ее основных управляющих элементов.
       Расправа с декабристами началась с подавления восста­ния на Сенатской площади в Петербурге 14 декабря 1825 года. Многие восставшие были убиты, десятки пропали без вести. Облава на участников выступления началась сразу же. В ночь с 14 на 15 декабря приступили к арес­там руководителей восста­ния, в Петропавловскую кре­пость доставили первую пар­тию мятежных солдат и матросов – более 600 арестантов. В первые два дня было арестовано 16 декабристов офицеров. Дознание возглавлял сам Николай I. Следствие велось полгода. Все подсудимые по степени виновности распределились на 11 разрядов. Своей хладнокровностью, готовностью к кровопролитию были: П. И. Пестель, К. Ф. Рылеев, П.Г. Каховский, С. К. Муравьев-Апостол и М. П. Бестужев-Рюмин. Следствие велось полгода. Все подсудимые по степени виновности распределились на 11 разрядов. В ночь с 12 на 13 июля 1826 года была проведена гражданская казнь над участниками заговора. Всего по декабристским про­цессам (включая и военно-полевые) в Сибирь было сослано 124 деятеля декабристских ор­ганизаций и восстаний. Для них была организована особая ускоренная система пе­ресылки по специальному маршруту, минуя Москву, и под усиленной охраной. Путь до Иркутска (а затем до Читы) занимал до одного-полутора месяцев для осужденных военными судами, этапируемых через пересыльные тюрьмы — до одного-полутора лет. Декабристов начали увозить из Петропавловской крепости сразу же после казни пяте­рых Весь тракт длиной - более 7 тысяч верст, проходящий через 12 губерний и 35 го­родов, был подготовлен к «встрече»Плохо обстояло дело с питанием. Весь провиант каторжан состоял из соли и сухого зерна, которое они должны были сами перемолоть на жерновах. Не в лучших условиях находились и декабристы, со­сланные в Нерчинский горный округ. Жили они в спе­циально построенных деревянных бараках по 12 человек в одной комнате. В то время их там было 60 человек. «Мы были набиты, как сельди в бочке»,— вспоминал М. А. Бестужев.
        В начале заключения был установлен строгий тюремно-каторжный режим. Декабристы все время находились в кандалах, за исключением тех дней, когда они ходили в баню или церковь. Меню их состояло из жидкого овся­ного супа, крутой гречневой каши, ржаного хлеба и воды. Ежедневно, кроме праздников, их выводили на земляные работы под строгим караулом. Петровский острог состоял из двух деревянных бара­ков, в которых содержалось в то время 68 каторжан. Комнаты имели высокие окна с железными решетками". Двор острога был обнесен деревянным частоколом, сза­ди которого начиналась высокая и очень крутая гора. Кругом острога стояли круглосуточно часовые 94 человека. Декабристы работали в летнее время на заводе по 5 часов в сутки: 3 часа после завтрака и 2 после обеда. Условие пребывания в Сибирской ссылке зависели не столько от тяжести преступления, сколько от социального статуса и имущественного положения самого ссыльного. Представители «верхов», даже находясь в заключении, устраивались относительно неплохо. Разбросанные сначала по рудникам и заводам, декабристы затем были сведены в одну тюрьму, с 1827 г. в Чите, а с 1830 г. в Петровском заводе. В отличие от прочих каторжан им поручалась только легкая работа. Жили декабристы все вместе и имели возможность для общения. Привыкшие к чистоте и порядку, они всеми мерами придавали своим камерам вид жилищных помещений, обставляя их кроватями, стульями, столами, шкафами. Чтобы улучшить ассортимент питания, они при тюрьме устроили огород. Спасло их всех, дало возможность не просто выжить, а жить полнокровно, а порой счастливо - творчество. Декабристы постепенно начали привыкать к жизни в ссылке. В Читинском остроге декабристы устроили Каторжную библиотеку, в которой учились друг у друга разным наукам. В казематах была коллективная библиотека. Желающие изучали иностранные языки. В Читинской каторжной тюрьме и особенно потом, в Петровском заводе, они собирались вечером и читали лекции по своей специальности. Никита Муравьев читал лекции о стратегии и тактике, Николай Бестужев - по истории русского флота, Ф. Б. Вольф, штаб-с лекарь при Главной квартире 2-й армии - по физике, химии и анатомии и т. д. Уже тогда умственная работа стала законом жизни ссыльных. Они пытались друг у друга научиться языкам. Они пытались продолжить научные изыскания.
        Декабристы постепенно налаживали свой быт: для неимущих выделили из общей казны деньги, распределялись обязанности по обслуживанию общих нужд. Наивысшего расцвета эти начинания достигли в Петровском заводе, куда в 1830 году перевели большую часть ссыльных декабристов. Им несколько улучшили условия жизни: сняли оковы, разрешили бездетным женам жить в казематах, позволили отдыхать от работы на руднике. В Петровском заводе, где из двух с небольшим тысяч жителей, три четверти составляли каторжники, сосланные за особо тяжкие преступления. В библиотеке декабристов имелось более шести тысяч томов книг. А также они выписывали двадцать два периодических издания. Для декабристов это было необходимо, ведь когда-то сосланные декабристы дали друг другу слово не сводить жизнь на каторге лишь к поддержанию жизни и все годы следовали этому завету. Они не только светло и тщательно отмечали ежегодно четырнадцатое декабря, но и стремились осмыслить восстание, его последствия. В Петровском заводе сформировалась большая артель, которая заботилась о содержании и пропитании узников. Артельщики покупали скот и откармливали его, шили одежду и сапоги, открыли свою аптеку и цирюльню. Бестужевы шили фуражки, Артамон Муравьев был токарем. Трубецкой лучше других штопал чулки, Оболенский кроил одежду. Все эти князья и графы раньше никогда не занимались физическим трудом, превратились в превосходных мастеров. Самые богатые декабристы, например, Волконский, Трубецкой, Никита Муравьев, добровольно вносили в фонд артели 1-3 тысячи рублей в год, не ожидая благодарности, так они понимали свой долг. Полученная в артели закалка помогала многим декабристам на поселение. Находясь, тогда вдалеке друг от друга, они уже умели в одиночку “держать оборону” от нужд и невзгод. Тяжко приходилось декабристам из числа «неимущих» и не имевших богатой родни (А. Шахиреву, В.И. Враницкому, Н.О. Мозгалевскому и др.). Выходя на поселение, они вынуждены были собственным трудом добывать кусок хлеба на пропитание. Многих это приводило к преждевременной смерти или сумасшествию. Некоторые из-за материальных затруднений или желания реабилитироваться добивались зачисления на государственную службу. Определять их разрешалось только в самые низшие чины с сохранением за ними статуса ссыльных государственных преступников. Так на службе оказались Н.В. Басаргин, С.М. Степанов, А.Н. Муравьев, А.Ф. Бригген, И.А. Анненков, П.Н. Свистунов, А.М. Муравьев.
       Некоторым из них удалось даже сделать карьеру. Особенно выделялись Бестужевы. Их было пять братьев, и все оказались захлестнуты водоворотом 14 декабря. Трое старших, осужденных на разные сроки, очутились в Сибири: Михаил и Николай - в каторжной тюрьме, Александр - на поселении в Якутске. Самым одаренным среди них был Николай Бестужев. Товарищи восторгались его знаниями в области истории и философии, физики и астрономии, этнографии и геологии. Он был теоретик и изобретатель - “ золотая голова, золотые руки, золотое сердце” - говорили о нем товарищи. В тюрьме Петровского Завода, в полутемной келье, куда свет проникал только из коридора, и где работать можно было лишь при свече, Николай Бестужев обратился к своей давней мечте - усовершенствовать хронометр. Он задался целью упростить хронометр и удешевить его изготовление. Когда жены декабристов приезжали в Сибирь, добились через влиятельных друзей прорубить окошки в камерах. Бестужев смог приступить к работе. Света все равно не хватало: узкие окошки были высоко под потолком. Тогда Бестужев соорудил помост, который поднимался и опускался с помощью специальных приспособлений. Многое он делал своими руками. Так он сам смастерил маленький ручной токарный станок, делительную машину для нарезки зубцов часов и другие, не менее сложные механизмы. В тюремной его жизни первые механические занятия и первый удачный плод его усилий - небольшие столовые часы со стеклянным циферблатом и сквозными станинами, чтобы открыть весь ход часов. Волконская говорила: «Николай Бестужев вызывает любовь и уважение всех, кто с ним водится». Товарищи Николая Бестужева поражались не только разносторонности его знаний, но и умению сочетать их с таким же многообразием их практического применения. Научившись печному делу, он изобрел особую кладку, очень простую в работе. Печи его конструкции требовали меньше дров и долго хранили тепло. Они получили распространение по всему Забайкалью, их называли – «бестужевские печи».
         Братья Бестужевы изобрели простой, и очень удобный для езды по горам, экипаж. Михаил Бестужев организовал мастерскую по изготовлению машин, и вскоре «сидейками» или «бестужевками», стали пользоваться по всей Бурятии. Это была двуколка с низкими, особо изогнутыми рессорами и сильно опущенным центром тяжести, делавшим повозку устойчивой при езде по горным дорогам. Она подробно описана Николаем Бестужевым в «Трудах вольного экономического общества» за 1853 год под псевдонимом «Сибирский житель». Статья сопровождалась чертежами. В тюрьме и ссылке Николай создал портреты всех союзников - декабристов, понимая, что работает на историю. Во дворе своего дома Бестужев устроил обсерваторию, установил телескоп собственной работы и по звездам вымерял хронометр, подвергая их испытанию сменной температурой от +80 до -50 градусов. С помощью такого хронометра местонахождение корабля можно было определить с точностью до 47 метров (на экваторе). В лаборатории Николай Бестужев вел сейсмические наблюдения, для чего изобрел прибор, следящий за колебаниями почвы. В Николае Бестужеве никогда не умирал военный инженер. В каторжной тюрьме он не оставлял издавна занимавшую его мысль в совершенствовании ружейного замка, в частности- упростить его разборку и сборку. Он добился того, что в замке был всего один винт, и разобрать его можно было мгновенно. Кроме того, замок легко перезаряжался на ходу. Михаил Бестужев придумал тюремную азбуку особую систему перестукивания, основанную на алфавитном порядке букв. После этого, заключенные еще долго пользовались этой азбукой. Братья Бестужевы учили местных бурят сеять хлеб, открыли своеобразную ремесленную школу – передавали юным сибирякам навыки ремёсел, наладили производство маленьких, но удобных для гористых забайкальских степей двуколк-сидеек. Эти повозки существуют в Сибири и до наших дней, их называют «бестужевки». И. Якушкин добился разрешения организовать школу в Ялуторовске, здесь преподавали по ланкастерскому методу, тому самому, с помощью которого учили декабристы солдат в своих воинских частях перед восстанием на Сенатской площади. Впервые в Сибири стали обучаться девочки. Такую же школу открыли декабристы в Тобольске.
          Замечательный врач Фердинант Богданович Вольф не только лечил людей бескорыстно, но и сражался с процветающим в Сибири знахарством. А, переехав из Урика в Тобольск, принимал участие в создании первой в этом городе школы для девочек, преподавал естествознание, пояснял природу вещей невежественным людям. Они брали на воспитание детей, устраивали школы, в доме Волконских на окраине г, Иркутска возник театр, а в доме братьев Бестужевых в Селенгинске – первая в Восточной Сибири картинная галерея. Они изучали жизнь сибирских народов, предрекая им великое будущее… Они писали о подземных кладах Сибири, ей предопределяли декабристы высокую роль в будущем России. Они учили народы Сибири сеять хлеб, они впервые в Восточной Сибири начали выращивать овощи, применять удобрения, строить механические молотки… они изучали особенности климата, открыли можно сказать, первую службу погоды в Сибири. В 1831 г. В.Ф. Раевский открыл в селе первую школу для детей и взрослых. Ему удалось сломить сложившееся у крестьян неверие в необходимость грамоты, жители Олонок с удивительным упорством и интересом постигали письмо и счет. Умирая, этот последовательный и упорный человек в завещании своём советовал крестьянам построить школу… Её построили. Закованные в кандалы декабристы добывали в шахтах свинцовую руду. Во время редких прогулок они видели окружающую их природу и понимали, что перед ними неизученный край, и начали поистине научное познание Сибири. “Конечно, в культурном просвещении Сибири неоценима роль декабристов. Устроившись на поселении, многие из них распространяли агрономические знания, развивали народное образование и изучали природные богатства края, вели его этнографическое изучение”
           Они делали зарисовки птиц и растений. В их библиотеке было большое собрание атласов и географических карт. Ни одна научная экспедиция Сибири не обходилась без помощи декабристов. Но упоминать в печати об их участии нельзя было. Когда в 1829 году в Сибирь прибыл "Аристотель X1X века" Александр Гумбольдт, наместник Омской области Сен-Лоран назначил ссыльного декабриста С. М. Семенова, служившего в то время маленьким чиновником, сопровождать Гумбольдта. Человек широкого образования, знаток Сибирского края, Семенов поразил Гумбольдта эрудицией и осведомленностью краеведения. Они осматривали берега Иртыша, беседовали со старейшинами кочевых племен и купцами Средней Азии о торговли и караванных путях. Примерно то же произошло с экспедицией академика А. Ф. Миддендорфа, исследовавшего в начале 1840х годов Север и Восток Сибири. Путешествуя по Енисею, он встретил живущего там, на поселении А. И. Якубовича. Увидев в нем образованного человека, Миддендорф поручил ему произвести барометрические и метеорологические наблюдения, собрать сведения о минералах и золотоносных речках. Наблюдения Митькова попали в «Свод наблюдений, произведенных в Главной физической обсерватории». Ими пользовался основатель русской климатологии А. И. Воейков, составляя таблицы средних температур Сибири и Восточной Азии. Живя в сотнях верст, друг от друга, не сговариваясь, декабристы одинаково чувствовали себя «призванными» поведать людям о неизвестном крае.
           Ссыльные декабристы сделали много научных открытий. Николай Бестужев первый обнаружил залежи каменного угля в Забайкалье и написал об этом очерк «Гусиное озеро», опубликованный в журнале «Вестник исторических наук» без подписи автора. Разработка угля там началась лишь в советские годы. О практической пользе, принесенной ими в хозяйство сибиряков, говорили многое: они совершенствовали земледельческие орудия, по новейшим руководствам обрабатывали землю, борясь не только с местным нелегким климатом, но и нелепыми распоряжениями правительства. Декабристы впервые в Сибири завели парники. «Из разных сортов овощей, почти все были неизвестны тогда за Байкалом»,- вспоминал Розен. «Настоящее житейское наше поприще началось со вступления нашего в Сибирь, где мы призваны словом и примером служить делу, которому себя посвятили»,- говорили М. С. Лунин. Важнейшими чертами педагогической практики декабристов в Сибири была комплексность обучения грамоте и ремеслам, применение методики взаимного обучения и дифференцированной работы с каждым учеником в зависимости от его способностей и успехов. Обучение в школах декабристов было по существу светским, несмотря на то, что работали они нередко под вывеской церковно-приходских школ и в их программах значились Закон Божий и священная история.
          Декабристы считали, что в улучшении благосостояния народа большую роль наряду с просвещением играет квалифицированный труд, поэтому они придавали большое значение трудовому воспитанию учащихся. Введя новые приемы и методы обучения, декабристы значительно расширили уровень общеобразовательной подготовки учащихся по сравнению с правительственными школами. В программах и педагогической практике школ декабристов большое внимание уделялось предметам естественнонаучног Многое из того, что вводили в своей учебно-воспитательной работе декабристы, нашло отражение и дальнейшее развитие в советской, а затем и российской педагогической практики. Декабристы воспитывали своих учеников в духе гражданственности и патриотизма, любви к Родине и к родному краю, терпимости и уважения к другим народам, видя в них людей, которым предстоит преобразовать общество на более справедливых началах.Они первыми приступили к созданию публичных библиотек и библиотек при начальных училищах, где их ранее не существовало.Открыв женские школы на территории Сибири, они фактически первыми в России положили начало вовлечению женщин в сферу умственного труда.Вся их деятельность была посвящена будущим социально – экономическим, политическим и культурным преобразованиям общества, независимо от того, касалось ли это врачебной помощи местному населению, или шла речь о пропаганде музыки, живописи и т.п.
Декабристы в Красноярском крае
В разное время в енисейской губернии находился в ссылке на поселении 31 участник движения декабрис­тов. В Минусинском округе проживало 11 человек, в том числе в самом Минусинске братья А. А. и Н. А. Крюковы, С. Г. Краснокутский, С. И. Кривцов, братья А. П. и П. П. Беляевы. Н. О. Мозгалевский первоначально находился в с. Тесь, затем в Курагино и в Минусинске. Двадцать лет прожил в Курагино и был там похоронен член Общества соединенных сла­вян А. И. Тютчев.
     Более двадцати лет находились на поселении в с. Шушенском декабристы А. Ф. Фролов и П. И. Фаленберг. В се­ле Балахтинском пять лет прожил декабрист П. Д. Мозган. В Красноярске и его округе жили Ф. П. Шаховской, братья Н. С. и П. С. Бобрищевы-Пушкины, С. Г. Краснокутский, А. Н. Луцкий, М. А. Фонвизин, М. М. Спиридов —член Общества соединенных славян. Шестнадцать лет до конца дней своих прожил в Краснояр­ске В. Л. Давыдов, сторонник Пестеля и друг A.С. Пушкина. Некоторое время в красно­ярском гарнизоне служили М. И. Пущин и Н. В. Петин. На городском кладбище похо­ронены В. Л. Давыдов и М. Ф. Митьков. В Ачинском округе в селе Назарове жил и умер А. П. Арбузов. В Канском округе в с. Устьянском находились декабристы B. Н. Соловьев и А. Е. Мозалевский. В с. Тасеево жили Д. А. Щепин-Ростовский и К. Г. Игельстром. До перевода в Минусинск в селе Анаш Канского же округа был Н. А. Крюков. В Ени­сейске находились А. В. Веденяпин, М. А. Фон­визин, Ф. П. Шаховской, А. И. Якубович. Больше года держали в Енисейском и Туруханском Спасском монастырях тяжелоболь­ного Ф. П. Шаховского. В суровом Туруханском крае 12 лет пробыл И. Б. Аврамов. Н. Ф. Лисовский прожил в Туруханске 16 лет, там же некоторое время содержались Ф. П. Ша­ховской, Н. С. Бобрищев-Пушкин.
          Несмотря на тяжелые испытания и пре­пятствия со стороны властей, декабристы не изменили своим идеалам и продолжали служить народу. Их деятельность носила главным образом просветительский харак­тер. Они обучали детей (Давыдов, Киреев, Беляевы), помогали юридическими советами местным жителям (С. Г. Краснокутский), вводили новые сорта культур и передовую агротехнику (Спиридов, Беляевы, Фаленберг, Фролов), лечили, оказывали материальную помощь беднякам (братья Бобрищевы Пушкины, Давыдов, Шаховской, Митьков, Спиридов), занимались литературой (Давыдов, А. П. Беляев), научной деятельное тыо (Митьков, Шаховской, Якубович). Мозгалевский и Спиридов сами пахали, сеяли и убирали хлеб. Тютчев, Киреев, Фаленберг и Н. А. Крюков взяли в жены местных деревенских девушек, их потомки и сейчас живут в нашем крае.
               Давыдов Василий Львович (1792—1855) — отставной полковник. Из дворян Киевской гу­бернии. Участник Отечественной войны 1812 г и заграничных походов, неоднократно был ранен. Адъютант при князе Багратионе (1812) Член Союза Благоденствия (1820) и Южного об­щества, возглавлял Каменскую управу Южного общества. Осужден по I разряду, после 13 лет каторжных работ в 1839г. обращен на поселе­ние в Красноярск, где прожил с семьей Шлет. Дом Давыдова являлся одним из очагов куль­туры губернского Красноярска, в нем находи­лась великолепная библиотека, единственный во всей губернии до середины 40-х гг. клавесин.
             Митьков Михаил Фотиевич (1791—1849) — полковник лейб-гвардии Финляндского полка Из дворян Владимирской губернии. Участник Отечественной войны 1812 г. и заграничных по­ходов. Член Северного общества (1821), играл видную роль в его московской управе. Осуж­ден по II разряду, в 1828—1835 гг. содержался в тюрьмах Читы и Петровского завода, жил на поселении в Иркутске, с 1836 г. до своей смер­ти находился на поселении в Красноярске. Круг интересов Митьковабыл очень широк; медици­на, механика, метеорология. Более 10 лет вел специальные наблюдения за погодой. Эти дан­ные представляли огромный научный интерес.
            Спиридов  Михаил  Матвеевич  (1796—1854) —майор   Пензенского пехотного полка. Из дворян Владимирской губернии. Участник Отечественной войны 1812г. и заграничных походов. Член Общества соединенных славян (1825). Осужден по I разряду, после 13 лет каторги выпущен на поселение в Красноярск, затем завел крестьянское хо­зяйство в деревне Дрокино. Улучшал приемы обработки земли, орудия труда, способствовал распространению картофеля. Помогал местным крестьянам. Похоронен на сельском кладбище с. Зеледеево (ныне Емельянове).
                  Заключение
               Своей деятельностью декабристы будоражили тогдашний пат­риархальный быт, побуждали всех честных людей задуматься над социальными вопросами, осуждать и даже выступать против существующего порядка. Извечному нравственному сочувствию страдальцам декабристы придавали качественно новую социаль­ную основу. Неустанно пропагандируя прогрессивные идеалы, они многое сделали для образования в складывающейся местной интеллигенции либерального слоя.
Декабристы сделали бы значительно больше для развития просвещения Сибири, если бы их прогрессивным начинаниям не противодействовали представители царских властей. Но и то, что им удалось, дает основание датировать с начала ссылки декабристов в Сибирь новый этап в культурной жизни края. Тридцать лет провели декабристы в Сибири, и каждый из дней их пребывания на каторге и на поселении был днём борьбы, днём работы; они утверждали в сознании людей идеалы «Русской правды», они предвидели их будущее.

Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2017 Бесплатный конструктор сайтов - uCoz