Олимпиада 5-6 классы
1. Из заданных предложений составьте текст, озаглавьте его и запишите. Подчеркните сцепляющие слова.
1) И песок в пустыне, как волны.
2) Пустыня как море, только вместо воды песок.
3) В сильный ветер барханы продвигаются и засыпают все на своем пути.
4) Волны песка называются барханами.
2. Замените каждое выделенное существительное таким словом, которое в данном контексте будет наиболее уместным. Слова для выбора: животные, ушастики, новичок, новосел.
1) Стадо серн пасется на склонах гор. Издали серны кажутся легкими тенями.
2) Из Беловежской пущи на Волынь завезли зубров. Зубры прижились и перестали бояться человека.
3) В клетку к лебедям подселили длинноногого фламинго. Сначала фламинго вел себя беспокойно, но потом освоился. .
4) На ферме разводят крольчат. Крольчата хорошо растут.
3. Найдите в «Толковом словаре» Ожегова и объясните значение непонятного слова в строках А. С. Пушкина из «Бориса Годунова».
Когда-нибудь монах трудолюбивый
Найдет мой труд усердный, безымянный,
И, пыль веков от хартий отряхнув,
Правдивые сказанья перепишет. 4. Подберите однокоренные слова к данным: общение, доверительный, исследование, собеседник, установление, контакт. 5. Продолжите пословицы и поговорки: а) Без труда...; б) Семь раз отмерь, один раз...; в) Век живи...; г) Взялся за гуж...
6. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте слитное, раздельное или дефисное написание слов в прилагаемом тексте.
Ромка
Осенью я остался один в нашем пр...городном дому. Со мной были мой охотничий пес Ромка и старая кошка Маруся. Они жили в уз...ом проходе между печкой и дверью совершенно самостоятельно (там; раньше находился хозяйский телок) и почти меня (не)к...сались. Я ежедневно клал им еду в стекля...ные мисочки, стараясь, чтобы она не поп...дала в мыши.,.ые щели.
Ромка был умный, добрый и, очень ласковый пес. Как у многих собак, у него были свои чудачества. Получив от меня вкусный кусоч...к, Ромка обязательно клал его воз¬ле постоянно горевш..,й печки на парч...вую подстилку и (не)торопливо ложился на боч...к рядом, наблюдая за [пламя] /поставьте слово в творительном падеже/. Он, видимо, наел...ждался мыслью, что в любой момент мо¬жет проглотить лакомство. Но тут обязательно происхо¬дила (не)приятность. Заметив уг...щение, с печки мя...ко соек...кивала Маруся, выт.,.нув хвост, начинала осторожно приближаться к пр...береженной еде.
Добрый Ромка вмиг пр...вращался в (не)друга. С великим возмущением, грозно пр...подняв на спине шерсть, Ромка, бывало, вск...чит на ноги и сломя голову помчится за м…укавшей Марусей. Загнав кошку на печ..., пес торопливо переносил лакомый кусоч.. .к на кир¬пич...к, где стояла его миска, затем медленно его съедал. Так они раз...грывали для меня каждодневный спектакль.
7. Определите тип текста:
а) описательный
б) повествовательный
в) повествовательный с элементами описания.
8. Найдите в тексте диалектизм и подчеркните его одной чертой. Найдите в тексте фразеологизм и подчеркните его волнистой линией.Викторина (9-й класс)
Вопрос отборочного тура
Расположите разделы науки о языке по мере их изучения в школе:
А) морфология
Б) орфография
В) синтаксис
Г) фонетика
Вопросы основного тура
1. Что такое синтаксис?
А) часть слова
Б) звук
В) раздел науки о языке
Г) постоянный признак
2. Мирный труд— это:
А) предложение
Б) слово
В) вводная конструкция
Г) постоянный признак
3. Подлежащее и сказуемое являются (могут быть):
А) предложением
Б) сложным предложением
В) словосочетанием
Г) второстепенным членом
4. Какое из словосочетаний является сочинительным?
А) быстро бежать
Б) день и ночь
В) торопиться в школу
Г) красивое платье
5. Какое, по характеру главного слова, словосочетание «прыгать с трамплина»?
А)именное
Б) наречное
В) глагольное
Г) частичное
6. Зеленеет трава — это:
А) словосочетание
Б) простое предложение
В) вводная конструкция
Г) сложное предложение
7. В повествовательном предложении заключается:
А) суждение
Б) требование
В) вопрос
Г) приказ
8. С помощью чего в предложении выражаются восторг и радость:
А) мимики
Б) интонации
В) жестов
Г) взгляда
9. Какое из односоставных предложений является именным:
А) назывное
Б) безличное
В) определенно-личное
Г) неопределенно-личное
10. Чем не может осложняться простое предложение:
А) обособленным обстоятельством
Б) однородными членами
В) обособленным определением
Г) придаточным предложением
11. Сколько грамматических основ не может входить в состав сложного предложения:
А) одна
Б) три
В) две
Г) пять
12. В сложносочиненном предложении простые предложения не соединяются:
А) соединительными союзами
Б) противительными
В) разделительными
Г) подчинительными
13. Какой из данных союзов соединяет придаточное определительное с главным предложение
А) как
Б) который
В) чтобы
Г) пока
14. Какой связи не может быть в сложноподчиненном предложении между придаточными:
А) однородной
Б) сочинительной
В) последовательной
Г) параллельной
15. Какими средствами связи соединяются сложные бессоюзные предложения:
А) союз подчинительный
Б) союзное слово
В) союз сочинительный
Г) интонация